Бланки строгой отчетности для ИП

Сегодня мы хотим рассказать вам о том, что такое бланки строгой отчетности для ИП и для чего они используются. Бланк строгой отчетности (или сокращенно БСО) - это документ, подтверждающий получение оплаты наличными деньгами или карточкой. Он заменяет собой кассовый чек. Под "строгой отчетностью" понимается особый порядок учета, о котором мы поговорим далее. 

Наиболее распространенными бланками строгой отчетности являются разнообразные квитанции. Например, если у вас салон красоты, то при получении денег от клиентов вы можете предоставлять вот такую квитанцию:

БСО для ИП

Как вы видите, эта квитанция предназначена для того, чтобы отражать факт приема денег после оказания услуги.

В качестве бланков строгой отчетности также могут выступать:

  • туристические путевки;
  • билеты (например, автобусный билет);
  • талоны;
  • абонементы;
  • и другие документы.

Эта статья подготовлена для вас командой проекта "Большая Птица" - современной системы для ведения учета онлайн в сфере торговли или оказания услуг. Если вы - предприниматель или работаете в небольшой компании, то "Большая Птица" поможет вам эффективно организовать работу вашего бизнеса. Подробнее познакомиться с системой и посмотреть демо можно на нашей главной странице »

Когда можно применять БСО?

Вы можете использовать бланки строгой отчетности, если оказываете услуги физическим лицам. Основы работы с БСО определяет Постановление Правительства РФ [1].

Для многих определением услуги является наличие кода для этого вида деятельности в Общероссийском классификаторе услуг населению [2]. Однако в письме ФНС от 07.03.2014 [3] сказано, что индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги населению, которые не упоминаются в ОКУН, также имеют право выдавать бланки строгой отчетности. Так что использовать БСО можно для любого вида услуг: если ваш вид деятельности упомянут в ОКУН - хорошо, если не указан, но является услугой - вы всегда сможете сослаться на письмо выше. 

Преимущества БСО для ИП

В чем же состоят преимущества использования бланков строгой отчетности? 

Во-первых, нет необходимости покупать кассовый аппарат, который стоит более десяти тысяч рублей. 

Во-вторых, вы освобождаетесь от регистрации ККМ (контрольно-кассовой машины) в налоговой инспекции и обучения сотрудников работы на ней. 

В-третьих, при отсутствии кассы не надо платить за ее обслуживание.

В-четвертых, если вы не привязаны к конкретному месту, а, например, выезжаете делать прически на дом к клиентам, заполнять квитанции намного удобнее, чем возить с собой кассу и выбивать чеки. 

Недостатки БСО

Прежде всего, ограниченная область применения - как мы уже сказали, бланки строгой отчетности используются только при оказании услуг. 

Во-вторых, заполнять БСО нужно вручную - зачастую это сложнее, чем напечатать чек. 

Кроме того, необходимо поддерживать особый режим хранения копий (или корешков) документов в течение 5 лет.

Утвержденные формы БСО

Если вид вашей деятельности относится к страховым, туристическим, ветеринарным услугам, а также услугам пассажирского транспорта, ломбардов и некоторым другим, то вы можете использовать утвержденные Минфином формы бланков строгой отчетности. Одной из наиболее распространенных утвержденных форм является туристская путевка.

Если вы предоставляете другие услуги, и установленной формы бланков строгой отчетности для них нет, то можно разработать БСО самостоятельно. Главное условие - документы должны содержать обязательные реквизиты, что мы вам и продемонстрируем на следующем примере.

БСО: образец заполнения

БСО: образец

Как вы видите, в этом бланке заполнены следующие поля, в соответствии с постановлением [1]:

- Наименование, серия, шестизначный номер документа;
- Фамилия, имя, отчество ИП;
- ИНН;
- Вид услуги;
- Стоимость услуги;
- Размер оплаты;
- Дата расчета и составления документа;
- Должность и ФИО лица, совершающего операцию, личная подпись, печать.

На бланке указана информация о производителе и тираже - это тоже является требованием постановления.

Предполагается, что корешок вы оставляете себе. Серия и номер документа на корешке и на основной части документа, естественно, одинаковые.
 
Где взять бланки строгой отчетности?

Лучше всего заказать БСО в типографии. Возможны и другие варианты, но напечатать бланки в типографии - самое простое решение для индивидуального предпринимателя. Если форма утвержденная, скорее всего, она уже есть у изготовителя. Если нестандартная, обращаясь в типографию, приготовьте образец БСО. Его вы можете сделать в MS Word или другим удобным вам способом. 

Для ведения строгого учeта каждый документ должен иметь уникальный идентификатор. В нашем случае это комбинация из серии и номера документа. Когда вы заказываете новую партию БСО, лучше присвоить им новую серию. Серия может быть произвольной: можно использовать последовательность "АА", "АБ" итд. Можно задавать более сложную комбинацию, которая имеет для вас специальное значение. Например, если вы печатаете БСО в разных типографиях, можно добавить в серию первую букву названия типографии. Проще всего поддерживаться такого подхода: новый заказ - новая серия, а номер  - это порядковый номер документа в заказе. Таким образом обеспечивается уникальность их комбинации.

При оформлении заказа укажите необходимое количество документов, выбранную вами серию и первый номер, с которого начинать нумерацию.

Регистрировать бланки в налоговых или других органах не нужно.

Есть ли альтернативы типографии?

В Постановлении Правительства № 359 от 6.05.2008 года [1] говорится, что БСО изготавливаются либо типографским способом, либо с использованием автоматизированных систем. Подобные системы должны удовлетворять определенным требованиям: обладать защитой от несанкционированного доступа, фиксировать и сохранять в памяти уникальный номер и серию бланков, а также все операции в течение последующих 5 лет. 

Mы встречали упоминания в интернете о том, что сделать бланки строгой отчетности можно самим, выступая самому в качестве типографии (типографская деятельность не лицензируется). Хотя этот подход не лишен оригинальности, самому изготавливать БСО нельзя, поскольку персональный компьютер и принтер не подходят для этих целей. Это прямо сказано в письме Минфина N 03-01-15/11-353 [4]. Даже если вы создадите бланки строгой отчетности в Word и распечатаете их самостоятельно, гарантировать сохранность данных в течение пяти лет и несанкционированный доступ к информации будет невозможно. А разрабатывать для этого специальную автоматизированную систему индивидуальному предпринимателю не под силу.

Как вести учет БСО?

Самое важное условие применения таких бланков - это обязательное ведение строгой отчетности.
Учет БСО нужно вести на основе индивидуальных номеров бланков в книге учета с пронумерованными прошитыми страницами. Книга должна быть скреплена печатью и подписана бухгалтером и руководителем организации. Оформлять содержание вы можете в произвольной форме, но при этом оно должно объективно отражать все движения документов. 

Для заполнения журнала учета БСО назначьте ответственного человека. Он также будет контролировать регистрацию бланков. Поручите ему их приемку, выдачу, хранение в сейфе и инвентаризацию. 

Копии документов (корешки), подтверждающие суммы наличных денежных средств, упакуйте в мешки, опечатайте и храните в течение 5 лет. По окончании этого срока, но не ранее, чем через месяц после последней инвентаризации, утилизируйте корешки на основании акта об уничтожении. Например, измельчите их в шредере.

Начните пользоваться БСО

Таким образом, мы с вами проследили весь цикл использования БСО. Мы рассказали вам, что такое бланки строгой отчетности, какими преимуществами они обладают, как напечатать БСО, как правильно их заполнять и учитывать. 

Если вы оказываете услуги населению, то можете значительно сэкономить на эксплуатации кассы, заменив ее БСО. Прочитав эту статью, вы уже достаточно подкованы и знаете, как это нужно делать.

Больше о продажах, управлении бизнесом, финансах, изменениях в законодательстве читайте в наших группах в соцсетях:

ВКонтакте(link is external)    Фейсбук(link is external)     Телеграм(link is external)     Инстаграм

___________

1 - Постановление Правительства РФ № 359 от 6.05.2008 года
2 - Общероссийский классификатор услуг населению (ред.от 17.10.2013 года)
3 - Письмо ФНС от 7.03.2014  № ЕД-4-2/4329
4 - Письмо МинФина от от 7 ноября 2008 года N 03-01-15/11-353 

Категория: 

Комментарии

Здравствуйте, Александра.

1. С администратором лучше заключить дополнительно договор о материальной ответственности кассира, если он выполняет эти функции.

п.2 не актуален, т.к. согласно п.3 можно принимать деньги от населения за образовательные услуги по БСО. 

4. Каждый БСО прописать в книге дохода.

Серию и номер "не вписать" не получится - все БСО УЖЕ пронумерованы.

Книгу учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения вы вести ОБЯЗАНЫ (ст.346.24 НК РФ).

Книга учета доходов и расходов может вестись как на бумажных носителях, так и в электронном виде. При ведении книги учета доходов и расходов в электронном виде налогоплательщики обязаны по окончании отчетного (налогового) периода вывести ее на бумажные носители. На каждый очередной налоговый период открывается новая Книга учета доходов и расходов (п.1.4 Приказ Минфина России от 22.10.2012 N 135н).

Как быстро делать записи в книге - ваше право - БСО уже пронумерованы и все выписанные вы заносите в книгу.

Замечательная статья, очень четко сформулированы ответы. Спасибо огромное. Хотелось бы уточнить один момент.
У Вас написано "Копии документов (корешки), подтверждающие суммы наличных денежных средств" из чего следует, что клиентам необходимо отдавать либо копии, либо корешки БСО. Просто во всевозможных статьях содержится противоречивая информация: кто-то пишет, что клиенту следует отдавать копию, кто-то - оригинал. Как должно быть?
У нас бланки самокопирующиеся, без корешка.

Здравствуйте, Татьяна. Спасибо. Как правило, клиенту отдают копию бланка.

Добрый день! Подскажите, пожалуйста. Если я в начале 2016-го начала использовать БСО, их было 180 штук, но не успела использовать их до конца 2016, можно ли продолжить использовать этот тираж и в 2017-ом, начиная с квитанции номер 78?

Здравствуйте, Мария. Да, вы можете использовать тираж БСО, который был напечатан в прошлом году.

Добрый день !
помогите правильно начать книгу БСО

Здравствуйте, Татьяна. Уточните, что конкретно вас интересует.

Подскажите, правильно ли я поняла, что оказывая услуги общественного питания (маленькая семейная столовая) и применяя ПСН, я не обязана иметь кассу ( по желанию - для внутреннего учета без ЭКЛЗ), но ОБЯЗАНА выдавать каждому клиенту БСО ? Сложно свести ассортимент столовой к одной готовой формулировке, типа комплексный обед - и как же быть? Писанины на пол рабочего дня

Здравствуйте, Инна. Да, поскольку вы освобождены от применения ККТ, то должны выдавать БСО. В соответствии с Постановлением № 359, бланк строгой отчетности в общепите должен включать:

- название (в данном случае оно может звучать просто как «Счет»);
- номер и серию бланка;
- название организации;
- ИНН, адрес учреждения общепита;
- наименование оказываемой услуги;
- стоимость оказываемой услуги;
- фактическую величину оплаты за оказанную услугу;
- дату расчетов с клиентом и формирования БСО;
- Ф. И. О., должность сотрудника учреждения общепита, принявшего оплату, его подпись;
- печать учреждения общепита (при наличии).

Спасибо огромное за статью! Вопрос: ООО - кафе на ЕНВД , применяем БСО. БСО заказывали в типографии. В бланках указан реквизит - Ф.И.О. и номер телефона клиента. По факту такие данные у клиентов не спрашивают. Можно ли в БСО указывать просто "физ.лицо", без номера телефона и конкретно Ф.И.О.? Заранее спасибо за ответ!

Здравствуйте, Наталия. Обязательные реквизиты БСО для общепита, в соответствии с Постановлением № 359:

а) наименование документа, шестизначный номер и серия;
б) наименование и организационно-правовая форма - для организации;
фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя;
в) место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности);
г) идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;
д) вид услуги;
е) стоимость услуги в денежном выражении;
ж) размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;
з) дата осуществления расчета и составления документа;
и) должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);
к) иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).

То есть ФИО и номер телефона - это необязательные реквизиты. Рекомендуем вам разработать бланки, содержащие обязательные реквизиты, а также дополнительные, которые вы посчитаете нужным.

 

Добрый день. Собираюсь изготавливать детские кроватки на заказ, а так же текстильные принадлежности к ним (подушки, постельное белье и пр....) через интернет. Могу ли я пользоваться БСО при доставке товара покупателю или это уже торговля и необходимо покупать кассовый аппарат?

Здравствуйте, Елена. Ваша деятельность - это не оказание услуг, а "продажа произведенной продукции", т.е. БСО в данном случае не применяется (см. п.3 и п.5 ст 38 НК РФ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/de41531cd3f46a7c13a...)

Страницы

Добавить комментарий

Go to top