Представить нашу жизнь без постоянных покупок невозможно! Представить экономику без розничных продаж — немыслимо! Как говорят в народе: «На рынке два дурака — продавец и покупатель». Один стремится «втюхать» что подороже и давно лежит, теряя при этом заподозривших неладное клиентов, второй приносит в жертву дешевизне и известным брендам и качество товара, и целесообразность самой покупки. В итоге, нередки ситуации, когда очнувшись от шопоголистического азарта или спонтанного воздействия рекламы, покупатель вдруг понимает — купленная вещь некачественна, ему не подходит или вовсе не нужна! Как быть? Можно ли вернуть или обменять товар? Кто и когда имеет право на возврат товара? Что такое защита прав потребителя? Чем товар надлежащего качества отличается от ненадлежащего? В этой статье мы постараемся ответить на основные вопросы, связанные с возвратом товара.
Возврат товара в розничной торговле регулируется в зависимости от оснований статьями Гражданского кодекса и Федеральным законом от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителя». Таких оснований всего три: непредоставление продавцом всей необходимой информации о товаре (ст. 495 ГК РФ, ст. 12 Закона о защите прав потребителей); продажа товара ненадлежащего качества (ст. 503 ГК РФ, ст. 18 Закона о защите прав потребителя) и продажа качественного товара, который не подошел покупателю по каким-либо причинам (ст. 502 ГК РФ, ст. 25 Закона о защите прав потребителя). Рассмотрим их подробнее.
Эта статья подготовлена для вас командой проекта "Большая Птица" - современной системы для ведения учета онлайн в сфере торговли или оказания услуг. Если вы - предприниматель или работаете в небольшой компании, то "Большая Птица" поможет вам эффективно организовать работу вашего бизнеса. Подробнее познакомиться с системой и посмотреть демо можно на нашей главной странице »
Неполная или недостоверная информация, казалось бы, надуманное основание для возврата товара — как доказать, что продавец в чем-то обманул покупателя или не разъяснил ему технику безопасности и основные правила эксплуатации, не показал, как использовать товар. Однако законодательство «исходит из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара», а значит при отсутствии инструкции на русском языке потребитель, повредивший изделие, вправе требовать его возврата либо замены и возмещения всех убытков, причиненных в результате поломки, вплоть до оплаты ущерба, причиненного природным объектам, находящимся в собственности (владении) потребителя. Возврат товара в этом случае производится по правилам, предусмотренным для следующего случая — продажи некачественного товара.
Согласно законодательству, потребитель, обнаружив в товаре недостатки, не оговоренные заранее продавцом, вправе по своему выбору либо потребовать замены товара на аналогичный (той же или иной марки) с соответствующим перерасчетом цены, либо требовать соразмерного уменьшения цены некачественного товара, он может также требовать «незамедлительного, безвозмездного устранения недостатков» или возмещения расходов на ремонт, ну и конечно — он может вернуть товар продавцу и забрать свои деньги. При этом отсутствие у потребителя кассового чека (или иного документа, подтверждающего факт покупки) не является основанием для отказа. Таким образом, все это возможно, но только в том случае, если проведенная продавцом (или покупателем) экспертиза докажет, что дефекты возникли до передачи товара и не являются следствием неправильной эксплуатации или других обстоятельств, за которые не отвечает продавец — в этом случае продавец оплачивает также и экспертизу, и расходы на транспортировку и хранение товара, и убытки, связанные с данной покупкой, например, увеличение цены на аналогичный товар.
Кроме того, важно соблюсти сроки. Все претензии по качеству товара принимаются только в течение гарантийного срока или срока годности товара. В случае обнаружения существенных недостатков, потребитель вправе требовать их устранения или возврата товара даже после истечения гарантии — но только если докажет, что они возникли до передачи ему купленной вещи. В отношении товаров, на которые гарантийный срок и срок службы не установлены, покупатель может предъявлять свои требования в разумные сроки в пределах двух лет при отсутствии гарантийного срока и в течение 10 лет — при отсутствии срока годности.
Особый режим действует при обнаружении недостатков в технически сложном товаре. Для него установлено 15-дневное ограничение по срокам в случае претензий. По истечение этого срока требования покупателя подлежат удовлетворению только в случае обнаружения существенного недостатка товара, нарушения сроков устранения дефектов продавцом и если товар из-за постоянных ремонтов невозможно использовать в совокупности более 30 дней в течение каждого года гарантийного срока. Перечень технически сложных товаров утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 1997 года №575 «Об утверждении перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков» (Приложение №30).
Замена товара может быть произведена в течение 20 дней с момента поступления требования, но при задержке свыше 7 дней по требованию потребителя продавец в течение трех дней обязан безвозмездно предоставить потребителю во временное пользование на период замены товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив его доставку за свой счет. Замена товара производится на абсолютно новый товар, гарантийный срок при этом исчисляется заново. Другие требования потребителя (возмещение расходов на ремонт, соразмерное уменьшение цены и т. п.) должны быть удовлетворены в течение 10 дней.
Самое неприятное для продавца основание для возврата товара — это обнаружение покупателем, что приобретенная вещь по каким-либо причинам ему не подходит. Конечно, бывает, когда покупатель действительно ошибается с размером, цветом или фасоном. Но в большинстве случаев речь идет о так называемых спонтанных покупках — незапланированных тратах, когда желание обладать вещью побеждает здравый смысл. Этому способствует и работа персонала магазинов, и внутренняя реклама, и возможность оформления кредита непосредственно в точке покупки, а не в банке. Спустя небольшой промежуток времени, человек понимает, что «наигрался», и дорогостоящая вещь будет лежать «мертвым грузом». Почему бы не вернуть такой товар?
Не застрахованы розничные продавцы и от использования их в качестве «бесплатных прокатных контор». Зачем покупать брэндовое платье по баснословной цене, если можно очень аккуратно поносить его вечером, а утром вернуть в магазин? Аналогично рассуждают очень многие из тех, кому хороший, дорогой товар нужен буквально на один день — какое-то мероприятие, свадьба, семинар или концерт: помимо вещей возвращается аппаратура, элементы декора и оформления, да мало ли? Фантазия потребителя безгранична. Защищает ли продавца закон?
Статья 25 Закона о защите прав потребителя гласит, что в течение 14 дней (не считая дня покупки) качественный товар, не подошедший потребителю по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, может быть обменян на аналогичный при условии, что указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату документ. Возврат товара возможен только в случае отсутствия аналогичного товара в продаже на день обращения покупателя. Деньги в этом случае должны быть отданы в течение трех дней со дня возврата товара. Возможен также договор с покупателем об обмене при поступлении аналогичного товара в продажу.
При дистанционном способе продажи, когда товар выбирается по каталогам, проспектам, на интернет-сайте и т. п., покупатель вправе отказаться от товара в течение 7 дней при условии его ознакомления в письменной форме с информацией о товаре, условиях и сроках его возврата. Если данная информация не была предоставлена в письменном виде — у покупателя есть 3 месяца на возврат не подошедшей вещи. Возвращаемый товар должен сохранить товарный вид и потребительские свойства, а покупатель должен иметь документ, подтверждающий факт и условия покупки.
Возврату и обмену не подлежат непродовольственные товары, входящие в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55. Это лекарства, медицинские и гигиенические средства; парфюмерно-косметические товары; текстильные товары, строительные материалы и кабели, отпускаемые по метражу; швейные и трикотажные бельевые, чулочно-носочные изделия; одноразовая посуда и пластиковые изделия, контактирующие с пищей; товары бытовой химии и удобрения; мебель; ограненные драгоценные камни, изделия из драгметаллов; автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним; средства малой сельхозмеханизации; прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения; технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные, бытовое газовое оборудование и устройства); гражданское оружие, его части и патроны к нему; животные и растения; а также непериодические издания, в том числе на электронных носителях информации.
Умело применяя закон, продавец может избежать недобросовестного возврата товара, покупатель же, в случае необходимости, всегда может обратиться в комитеты или отделы защиты прав потребителя.
Добавить комментарий