Резервирование товара — это возможность снять его с продажи и закрепить за конкретным покупателем. В результате клиенты могут дольше размышлять над покупкой, оплачивать и забирать товар в удобное время. Но и магазины остаются в плюсе: они получают лояльных покупателей, могут прогнозировать продажи и прибыль. В статье расскажем, как поставить в резерв товар и какие преимущества это дает бизнесу.
Зачем резервировать товары
Резервирование товаров помогает:
- Управлять продажами и выполнять обязательства перед контрагентами. Например, один из ваших покупателей заказал 1500 товаров, и вы договорились о доставке через две недели. За это время вы сможете произвести только 1000 товаров. Но еще 500 товаров есть у вас на складе. Вы можете зарезервировать их и быть уверенными, что они будут в наличии к моменту отгрузки покупателю.
- Повышать лояльность клиентов. Допустим, у вас розничный зоомагазин. Ваш давний клиент хочет купить корм и игрушку для своей собаки, но может сделать это только в выходной. Он звонит в магазин и просит отложить ему пару упаковок корма и понравившуюся игрушку. Если вы зарезервируете эти товары, клиент будет уверен, что в нужный момент все необходимое точно будет в наличии, и останется доволен, так как ему не придется бегать по всему городу в поисках нужного товара.
- Прогнозировать прибыль. Фактически при резервировании товаров вы уже знаете, сколько прибыли получите с их продажи. А если покупатели делают предзаказы на несколько месяцев вперед, то и прогнозы можно делать на более долгий срок.
- Заказывать достаточное количество товаров у поставщиков. При резервировании покупатели указывают количество товаров, которое им понадобится. Владея этой информацией, директор или менеджер по закупкам могут более точно определить, сколько товаров нужно заказать, чтобы хватило и тем, кто уже оформил предзаказ, и тем, кто захочет купить товар, когда он уже будет на складе.
Как поставить товар в резерв
Ручное резервирование товара
Если у вас небольшая торговая точка, то резервировать товары можно, просто отложив их в отдельную стопку. Чтобы не забыть, для кого вы отложили товар и на какой срок, можете добавить к карточку с именем и контактной информацией клиента и отметить на ней дату и время, когда покупатель обещал забрать товар.
Ручное резервирование имеет несколько существенных минусов. Отложенный товар может легко потеряться, особенно если у вас большой склад. А если товары крупногабаритные или их много, придется освобождать дополнительное место. И стикеры здесь уже не помогут — они могут повредиться или упасть при транспортировке. В итоге резерв исчезнет.
Можно записывать резервы в отдельную тетрадь или в таблицу Excel. Учет резервов и доступных для продажи остатков в тетради придется вести полностью вручную, в электронной таблице часть процессов можно автоматизировать. Но для этого нужно продумать формулы и следить, чтобы они правильно работали. Нельзя забывать и о том, что продавец и кладовщик не застрахованы от ошибок, и заметить их вовремя не всегда возможно. В итоге количество товаров в таблицах и реальности могут не совпадать.
Поэтому для создания резервов по товарам лучше применять автоматизированный подход.
Автоматизированное резервирование товара
Для резервирования товаров компании обычно используют системы управленческого учета для бизнеса. Например, в Большой Птице 2.0 забронировать товарные позиции можно при оформлении заказа покупателя. Для этого нужно передвинуть ползунок «Резервировать» вправо.
При необходимости резерв можно снять. Для этого откройте заказ, под который забронировали товары, и отмените резервирование, передвинув соответствующий ползунок влево.
Другой вариант резервирования товаров в Большой Птице 2.0 — оформить документ «Резервирование». В нем можно определить срок, после которого товары выйдут из резерва, и автоматически заполнить позиции по ранее созданному заказу. А еще при оформлении «Резервирования» можно забронировать товары с разных складов.
Функциональность системы также позволяет зарезервировать товары, не привязывая резервы к конкретному заказу или покупателю — то есть просто «отложить». Это удобно, если у вас есть крупные клиенты, которые заказывают товар нерегулярно, но в больших объемах. Но не стоить злоупотреблять резервированием на всякий случай, так товары в резерве нельзя продать тем, кто хочет и может купить их прямо сейчас.
Отслеживать количество зарезервированных товаров можно в отчетах «Остатки и резервы МЗ по фирмам» и «Остатки и резервы МЗ по складам».
Товары в резерве также отразятся в «Каталоге» — уменьшится свободный остаток. Продать зарезервированные товары нельзя.
Зарезервировать можно не только товары, которые уже есть на складе, но и те, которых у вас пока нет. Например, если через несколько дней вы ожидаете поставку и кто-то из покупателей хочет заранее заказать из нее товары. В этом случае зарезервируйте товары удобным способом — свободный остаток в «Каталоге» станет отрицательным.
Резервирование еще не поступивших на склад товаров помогает точнее формировать заказы поставщикам. Если вы точно знаете, что вашему покупателю понадобятся, например, 300 товаров в следующем месяце, то вы, скорее всего, не закажете меньше, чем нужно. Кроме этого, благодаря резервированию вы можете точнее планировать количество продаж и определять сумму будущей прибыли.
Если клиент не оплачивает товары в резерве по истечении срока, они возвращаются в «Свободный остаток» и становятся доступны для продажи другим покупателям.
Что запомнить
Создание резервов по товарам помогает контролировать продажи, закупки и выполнение обязательств перед покупателями. А также повышает их лояльность, так как экономит время и дает возможность купить товар в удобное время.
В маленьких магазинах иногда достаточно просто отложить товар в отдельную стопку. Но чаще всего для резервирования товаров используют товароучетные программы. Например, в Большой Птице 2.0 можно «откладывать» товары, которые уже есть на складе, и те, что только должны поступить. Это позволяет более точно планировать продажи и заказывать или производить достаточное количество товаров.
Комментарии
Оставьте первый комментарий