Бизнес, связанный с производством и торговлей, не обходится без доставок и перевозок. Иногда транспортно-заготовительные расходы «съедают» значительную часть бюджета, поэтому, чтобы получать прибыль, важно учитывать их при расчете себестоимости продукции. В статье расскажем, как включить транспортные расходы в стоимость товара.
Что относится к транспортным расходам
Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) — это затраты, связанные с приобретением, перевозкой и хранением материалов, сырья или товаров. Каждая компания сама решает, какие расходы включить в эту категорию. Как правило, к транспортным расходам относят:
- Затраты на погрузку, разгрузку и перевозку материалов. Они включают расходы на работников, оборудование, транспортные средства и топливо, используемые для транспортировки материалов.
- Расходы на транспортировку за счет посредников. Если компания использует услуги экспедиторов или перевозчиков для транспортировки материалов, то затраты на эти услуги также могут относиться к ТЗР.
- Дополнительные суммы, связанные с перевозкой и хранением. Например, страхование перевозимого груза, таможенные пошлины или сборы, а также расходы на хранение материалов до момента использования или продажи.
Транспортно-заготовительные расходы необходимо по возможности включать в себестоимость. Это позволяет более точно оценить затраты на производство и реализацию товаров, а значит, установить выгодные цены.
Как учитывать транспортные расходы в себестоимости продукции
Единого метода, по которому транспортные расходы распределяются на товары, нет. Компания сама выбирает подходящий метод и отражает его в учетной политике. Можно распределять ТЗР пропорционально количеству материалов, их весу или объему.
Как правило, доля транспортных расходов в себестоимости продукции рассчитывается пропорционально закупочной цене товара или материала. Чем больше сумма — тем большая доля ТЗР будет включена в себестоимость.
Например, Александр производит корпусную мебель. Все материалы для производства он заказывает у одного поставщика. Недавно он заказал очередную партию ЛДСП, саморезов и мебельных гвоздей — доставка обошлась ему в 5 000 рублей. Его заказ выглядит так:
Материальный запас | ⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀Цена | Количество | Сумма |
---|---|---|---|
ЛДСП (180×60) | ⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀560 ₽ | 100 шт | 56 000 ₽ |
ЛДСП (80×60) | ⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀220 ₽ | 100 шт | 22 000 ₽ |
ЛДСП (75×58) | ⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀260 ₽ | 600 шт | 156 000 ₽ |
Фанера белая (180×80) | ⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀580 ₽ | 50 шт | 29 000 ₽ |
Саморез мебельный | 300 ₽/упаковка (200 шт) | 50 упаковок | 15 000 ₽ |
Гвоздь мебельный | 295 ₽/упаковка (5 000 шт) | 10 упаковок | 2 950 ₽ |
⠀⠀⠀⠀Итого: | 280 950 ₽ |
Чтобы установить цену, которая покроет транспортно-заготовительные расходы, Александр хочет включить стоимость транспортировки в себестоимость продукции.
Для начала он рассчитывает, сколько процентов от общей суммы закупки приходится на каждый материальный запас — столько же процентов ТЗР он потом включит в его себестоимость. Рассчитать процент можно по формуле:
Сумма закупки МПЗ : Общая сумма заказа × 100
Теперь рассчитаем долю ТЗР на каждый материальный запас (при ручном расчете проценты можно округлить до целого числа):
ТЗР на ЛДСП (180×60) = 56 000 : 280 950 × 100 = 20%
ТЗР на ЛДСП (80×60) = 22 000 : 280 950 × 100 = 8%
ТЗР на ЛДСП (75×58) = 156 000 : 280 950 × 100 = 56%
ТЗР на фанеру (180×80) = 29 000 : 280 950 × 100 = 10%
ТЗР на саморезы = 15 000 : 280 950 × 100 = 5%
ТЗР на мебельный гвозди = 2 950 : 280 950 × 100 = 1%
Получается, транспортные расходы включаются в себестоимость МПЗ следующим образом:
ТЗР на ЛДСП (180×60) = 20% × 5 000 = 1 000 рублей
ТЗР на ЛДСП (80×60) = 8% × 5 000 = 400 рублей
ТЗР на ЛДСП (75×58) = 56% × 5 000 = 2 800 рублей
ТЗР на фанеру (180×80) = 10% × 5 000 = 500 рублей
ТЗР на саморезы = 5% × 5 000 = 250 рублей
ТЗР на мебельный гвозди = 1% × 5 000 = 50 рублей
Автоматическое распределение транспортных расходов на себестоимость товара
Распределять транспортно-заготовительные расходы на товары необязательно вручную. Гораздо проще использовать автоматизированные программы учета для бизнеса.
Александр ведет учет в онлайн-системе Большая Птица 2.0. Она сама распределяет ТЗР на приобретаемые запасы. Для этого необходимо создать документ «Транспортно-заготовительные расходы» и указать в нем сумму, которую нужно распределить. В случае с Александром это 5 000 рублей, которые он потратил на транспортировку.
Чтобы алгоритмы включили ТЗР в себестоимость материалов или товаров из конкретного поступления или нескольких, необходимо связать документ «Транспортно-заготовительные расходы» с соответствующими документами «Поступление материальных запасов».
Распределение транспортных расходов пропорционально доле каждой единицы товара в общей сумме. Посмотреть, какая часть ТЗР была распределена на материальный запас, можно в отчете «Движение МЗ».
Например, ЛДСП размером 75×80, которые Александр использует для изготовления полок, в поставке было больше всего, и предприниматель потратил на них больше денег, чем на другие материалы. Поэтому на них приходится самая большая доля ТЗР — 2 776,29 рублей, в то время как на дешевые саморезы распределилось только 266,95 рублей. В отличии от ручного расчета, Большая Птица 2.0 ничего не округляет, поэтому данные получаются более точными.
Все эти данные Александр получил автоматически — просто заглянув в отчет. На расчет доли ТЗР для каждого материального запаса вручную уходит немало времени, особенно если у вас широкий ассортимент. А из-за большого количества нюансов он мог случайно допустить ошибку, которая не позволила бы ему корректно рассчитать себестоимость.
Что запомнить
Транспортные расходы — это издержки, которые связаны с транспортировкой материальных запасов и их хранением. Чтобы правильно установить цену, их необходимо учитывать при расчете себестоимости.
Распределение транспортных расходов на себестоимость можно произвести несколькими способами. Как правило, рассчитывается процент транспортных расходов от стоимости материалов или товаров.
Распределять транспортные расходы на товар проще, если вы используете товароучетную программу. Например, в Большой Птице 2.0 доля ТЗР рассчитывается и включается в себестоимость автоматически. Это помогает избежать случайных ошибок при расчетах, получить более точные данные и сэкономить время.
Комментарии
Оставьте первый комментарий