Иногда номенклатура магазина состоит из нескольких сотен или тысяч позиций и разобраться во всех наименованиях, цветах, размерах, фактурах бывает непросто даже для опытного продавца. А покупатели могут в любой момент спросить о характеристиках товара и попросить совета. Далеко не каждый согласится ждать, пока продавец найдет товар и прочитает информацию на упаковке, особенно если нужно сравнить несколько товаров.
Давайте разберемся, как организовать учет товаров на складе или магазине так, чтобы легко ориентироваться в собственном ассортименте и повысить эффективность продаж.
Что такое номенклатура товаров
Номенклатура товаров — это каталог, в котором у каждого товара есть своя карточка с точным наименованием, артикулом и описанием различных характеристик. Она используется для систематизации и упорядочивания информации, облегчения учета, продаж и эффективного управления ими.
Чтобы владельцы бизнеса и продавцы могли легко работать с ассортиментом, у каталога товаров должна быть понятная структура: товары с похожими характеристиками должны быть объединены в группы и подгруппы.
Как организовать ведение учета товара
Михаил — владелец магазина светильников. Он продает люстры, бра, лампы, торшеры и другие осветительные приборы. У каждого из товаров свои уникальные характеристики. Например, у люстры: цвет, количество лампочек, тип цоколя, тип крепления, а у лампы: мощность, напряжение, тип рассеивателя, цвет свечения. При этом у всех товаров есть общие характеристики: модель, размер, вес, страна производства.
Учесть все эти особенности, ведя каталог в электронной таблице или текстовом документе, довольно сложно. К тому же, из-за большого количества данных таблица будет огромной и запутанной.
Поэтому лучше сразу заводить номенклатуру в автоматизированной учетной системе. Михаил использует Большую Птицу 2.0. Давайте разберемся на ее примере, как можно упорядочить каталог товаров.
Классификация по типам
Как правило, в торговле есть товары с похожими характеристиками. Например, у одежды есть цвет и размер, у продуктов питания — вес и вкусовые свойства, у книг — тематика и материал обложки, у смартфонов — объем памяти, разрешение камеры, диагональ экрана и т.д. Всё это можно учесть.
Чтобы было удобно работать с каталогом, торговые предложения нужно правильно описать и структурировать. Михаил распределил все товары по типам и присвоил каждому типу свой набор характеристик.
Предприниматель создал на панеле классификатора родительский тип «Светильники».
Затем он присвоил ему характеристики: модель, размер, вес, страна производства.
Так как видов светильников много и у каждого из них свои особенности, Михаил создает подтипы со своим набором характеристик: подтип «Люстры» (с характеристиками — цвет, количество лампочек, тип цоколя, мощность, тип крепления), «Лампы» (с характеристиками — мощность, напряжение, тип рассеивателя, цвет свечения) и так далее.
При этом все элементы каталога, которые находятся в подтипах «Люстры», «Лампы», «Торшеры», «Бра» помимо своих индивидуальных свойств унаследуют все характеристики своего родительского типа «Светильники».
Для каждой товарной позиции в Большой Птице 2.0 можно установить несколько видов цен. Например, Михаил устанавливает закупочную, оптовую и розничную. В дальнейшем это облегчит оформление заказов и продаж, так как цены автоматически появятся в документе.
Возможности Большой Птицы 2.0 также позволяют добавить изображение в карточку товара. Фотография упрощает поиск товара на складе или в торговом зале.
Классификация по категориям
Часто покупатели озвучивают какие-то важные для себя потребительские свойства товара и готовы рассматривать несколько вариантов, удовлетворяющих данному условию. Например, клиент ищет варианты потолочного светильника для гостинной в классическом стиле. Группировка элементов каталога по следующим категориям позволит Михаилу быстрее находить нужные позиции по запросам покупателей:
- Стиль: классика, модерн, лофт, хай-тек, прованс.
- Тип помещения: для больших помещений, для спальни, для кухни, для детской, для офиса, для магазина.
- Направление света: вверх, вниз, горизонтальное, во все стороны, регулируемое.
- Тип размещения: встраиваемые, потолочные, настенные, подвесные, напольные, настольные.
- Акции: скидка 10%, скидка 20%, скидка 30%.
Таким образом, один и тот же товар может находиться в нескольких категориях одновременно. Например, товару «Люстра MW-Light Аврора» Михаил присвоил категории: подвесные, потолочные, для гостиной, для больших помещений, классика, и свет вниз.
Кроме того, в одной категории могут находиться товары разных типов. Например, в категории «Классика» можно найти товары типа «Люстры», типа «Бра» и типа «Торшеры».
Когда покупатель придет в магазин Михаила, продавцы смогут заглянуть в каталог, задать нужные характеристики, и система сама подберет товары по запросу.
Плюс в том, что в каталоге сразу видно, сколько товаров есть на складе. Поэтому продавец не будет предлагать клиенту то, чего сейчас нет в наличии, если тот спешит. Или, наоборот, сможет показать отсутствующие товары и предложить подождать следующей поставки, если клиенту понравится определенная люстра или торшер.
Комментарии
Оставьте первый комментарий