Как рассчитать себестоимость услуги
Как оценить стоимость услуги, если расходы на ее оказание не всегда очевидны? В статье разберемся, как определить себестоимость услуги и какие затраты учитывать при расчетах.

Клиент, заказавший услугу, получает продукт, который нельзя хранить или передать кому-то в собственность. Например, адвокатская контора предоставляет защиту в суде, таксопарк — поездку до места назначения, риэлтор — подбор квартиры и юридическое сопровождение, образовательное учреждение — знания, гостиница — место для временного проживания, салон красоты — ухоженный внешний вид.
В статье разберемся, из чего состоит себестоимость услуги и как правильно рассчитать этот показатель.
Себестоимость — это все затраты, которые необходимы для оказания услуги. Выделяют несколько видов себестоимости:
Правильный расчет себестоимости услуг позволяет:
Учет затрат и калькулирование себестоимости тесно связаны между собой. Чтобы провести правильные расчеты, необходимо понимать, какие расходы влияют на стоимость услуг. Обычно в себестоимость услуг включаются следующие категории затрат:
Состав затрат, включаемых в себестоимость услуг, зависит от деятельности, которую ведет компания. Например, некоторые сферы не предполагают материальных расходов: юридическая деятельность, образование, медицина и т.д. У разных компаний могут сильно отличаться накладные расходы: одни арендуют помещение, другие — нет, у кого-то есть уборщица и администратор, а кому-то они ни к чему. Также не все компании учитывают амортизацию и платят налоги на прибыль. Поэтому каждая отдельная компания должна сама решить, что входит в себестоимость ее услуг.
При расчете и анализе себестоимости следует обращать внимание на следующие факторы:
Периодически необходимо проводить анализ себестоимости услуг, например:
Существует несколько методов калькулирования себестоимости — выбор подходящего зависит от специфики бизнеса, количества клиентов и объема услуг. Самые популярные — нормативный и позаказный.
Нормативная калькуляция часто используется в сферах, где ежедневно оказываются одни и те же услуги по фиксированным ценам: косметология, гостиничный бизнес, медицина, образование, клининг и т.д.
В основе калькуляции — заранее определенные нормы расхода ресурсов по разным статьям затрат.
Нормативный метод расчета себестоимости предусматривает несколько этапов:
1.Утверждение норм по каждой статье затрат. На этом этапе необходимо определить, какие ресурсы используются в момент оказания услуги.
Пример
У Марии свой маникюрный салон. Чтобы сделать маникюр одной клиентке, она использует следующие ресурсы:
Кроме этого, Мария закладывает в себестоимость услуги труд мастеров маникюра.
2. Определение плановой цены за единицу ресурсов по каждой статье затрат.
Пример
В маникюрном салоне затраты на одну процедуру могут быть следующими:
3. Определение суммовой себестоимости одной услуги. Необходимо примерно рассчитать, сколько денег вы тратите на одну услугу.
Пример
Себестоимость одной процедуры в маникюрном салоне Марии — 820 рублей.
Минус нормативного метода в том, что при расчете учитываются только прямые расходы: материалы, энергия, труд работников, которые занимаются непосредственно оказанием услуги. Косвенные расходы чаще рассчитываются отдельно и выносятся в финансовый результат. Хотя при возможности и желании владельца бизнеса их тоже можно нормировать.
Этот метод расчета себестоимости подходит сферам, где компания оказывает небольшое количество услуг в месяц и для каждого клиента рассчитывается индивидуальная стоимость. Например, если адвокат ведет два-три небольших дела в месяц или оказывает несколько юридических консультаций, сложность и объем которых отличаются.
Точную себестоимость в таких случаях определяют уже после оказания услуги по отчетным документам — это позволяет учесть затраты, которые невозможно было предусмотреть заранее.
Необязательно определять себестоимость вручную. Учетные системы автоматически рассчитывают материальные, трудовые и накладные расходы и включают их в себестоимость.
Мария использует в работе автоматизированную учетную систему Большая Птица 2.0. Если ей нужно проверить себестоимость, предпринимательница открывает отчет «Общие продажи» и получает необходимую информацию.
В Большой Птице 2.0 в себестоимость каждой конкретной услуги включаются только материалы. Прочие прямые и косвенные расходы также учитываются, однако не включаются напрямую в себестоимость каждой конкретной услуги. Увидеть их можно в отдельном отчете «Расходы» в разрезе четырех наиболее популярных классификаторов расходов:
В дальнейшем в систему планируется добавить возможность включения прямых расходов в себестоимость каждой конкретной услуги и распределение косвенных расходов между услугами в соответствии с заданными пользователем параметрами распределения.
Используя автоматизированную систему, вы не пропустите изменений — достаточно отслеживать показатели в отчете «Общие продажи». Вы в любой момент сможете посмотреть, как меняется себестоимость от периода к периода. Это позволит своевременно скорректировать цены, обеспечит стабильность и конкурентоспособность компании.
Снижение себестоимости услуг — основная цель, ради которой и рассчитывается этот показатель. Уменьшения себестоимости можно добиться, если:
1.Себестоимость — один из основных показателей, которые необходимо учитывать при управлении бизнесом. Зная реальную стоимость услуги, предприниматель может вычислить точку безубыточности, установить справедливые цены, оптимизировать затраты.
2. Плановая себестоимость может значительно отличаться от фактической — такое может произойти, например, если поставщик изменил цены, у вас появились непредвиденные расходы, сильно изменился валютный курс.
3. Себестоимость в сфере услуг можно рассчитать двумя основными методами:
4. Для более удобного и быстрого расчета себестоимости можно использовать автоматизированные учетные системы, например, Большую Птицу 2.0.
5. Чтобы снизить себестоимость, можно повысить производительность труда, найти поставщика с более низкими ценами, расширить ассортимент, оказывать больше услуг, уменьшить косвенные расходы.
Комментарии
Оставьте первый комментарий