УСН для ИП: "Доходы минус расходы" или "Доходы"?

УСН или “упрощенка” - оптимальный налоговый спецрежим для микро-, малого и среднего бизнеса. Существует два варианта УСН: "Доходы минус расходы" и "Доходы". Какой из них наиболее выгоден для ИП?

Выбирая объект налогообложения, необходимо самостоятельно оценить преимущества каждого конкретно для вашей деятельности.

УСН "Доходы":

  • налоговая ставка - 6 %;
  • простая отчетность - расходы не учитываются;
  • больше соответствует сфере услуг;
  • подходит, если расходы не превышают 60 % от прибыли;
  • при наличии работников - уменьшение налога до 50 % на сумму страховых взносов;
  • если работников нет, то налог можно уменьшить до 100 % на сумму фиксированных уплаченных платежей (за себя);
  • при убытках налог остается неизменным - 6 %.

УСН "Доходы минус расходы":

  • налоговая ставка - 15 %;
  • в некоторых регионах актуальна дифференцированная налоговая ставка - от 5 %, которая может распространяться как на всех налогоплательщиков, так и на отдельные их категории;
  • подойдет тем, кто регулярно тратит значительные средства на закупку товаров или материалов - владельцам магазинов, производителям продуктов питания, мебели и т.д;
  • выгоден, если расходы составляют более 60 % от прибыли;
  • можно уменьшить доходы на сумму страховых взносов;
  • признаются только определенные расходы;
  • при убытках уплачивается 1 % от дохода.

Как правильно выбрать объект налогообложения?

"Доходы минус расходы" подойдет ИП, если бизнес связан с торговлей или производством и сопряжен с постоянными материальными вложениями. Налогооблагаемый доход уменьшается на произведенные расходы, но только на те, которые включены в закрытый (недополняемый) перечень (подробнее в п. 1 ст. 346.16 НК РФ) и подтверждены документально.

Если же расходы несущественны, как, скажем, в сфере услуг, то имеет смысл отдать предпочтение варианту "Доходы". Например, если у вас частная юридическая или бухгалтерская компания, и самые крупные ваши затраты - это аренда офисного помещения и реклама.

"Доходы" и "Доходы минус расходы": минимальный налог

Если вы применяете упрощенную систему налогообложения "Доходы", то налоги будут рассчитываться по ставке 6 %, а "Доходы, уменьшенные на расходы" - 15 %. В некоторых субъектах РФ с 1.01.2009 года на УСН "Доходы минус расходы" введены дифференцированные налоговые ставки от 5 и до 15%, зависящие от категории налогоплательщиков (ст. 346. 20 НК РФ).

Минимальный налог на "Доходы минус расходы" уплачивается, если сумма налога меньше, чем 1 % от доходов (ст. 346.18 Налогового кодекса РФ). Налоговой базой выступают только полученные доходы. Например, если прибыль компании, зарегистрированной в Липецкой области, составила 1 млн. рублей, а расходы 900 тысяч рублей, то налоговая база - 100 тысяч рублей (1 000 000 - 900 000 = 100 000), а сумма налога, исчисленная в общем порядке, 5 тысяч (100 000 х 5 % = 5 000). Минимальный налог в данном случае рассчитывается так: 1 000 000 х 1 % = 10 000. Заплатить нужно большую из этих сумм, то есть 10 000 рублей.

Важно, что уплаченную разницу между минимальным налогом и налоговой суммой, исчисленной в общем порядке, можно включить в число расходов в последующие налоговые периоды. Если по итогам года ИП на УСН “Доходы, уменьшенные на расходы” несет убытки, то налог рассчитывается по ставке 1 % от прибыли, а убыток используется для уменьшения налогов в дальнейшем. При выборе “Доходы” налоговая ставка не меняется.

Уменьшение платежей

На УСН "Доходы минус расходы" ИП может уменьшить полученные доходы на сумму страховых взносов, уплачиваемых за себя в виде фиксированных платежей, т.е. учесть в качестве расходов (п. 7 ст. 346.16 НК РФ). У предпринимателей, имеющих работников и выбравших "Доходы", есть возможность уменьшить до 50 % налога (авансового платежа) на сумму уплаченных страховых взносов. Если работников нет, то уменьшить можно до 100 % налога (авансового платежа) на сумму уплаченных фиксированных платежей.

Бизнес на УСН "Доходы минус расходы": важные нюансы

Главные риски объекта "Доходы, уменьшенные на расходы" заключаются в том, что налоговые органы вправе не признать затраты, заявленные налогоплательщиком в декларации. В этом случае по итогам проверки происходит доначисление налога и накладывается штраф в размере 20% от неуплаченной суммы.

Но многих проблем можно избежать, если соблюдать определенные правила:

  • Все расходы должны подтверждаться документами (актом приемки-передачи, товарной накладной, кассовым чеком ККМ, квитанцией, платежным поручением, выпиской по счету).
  • Затраты учитываются только после их оплаты. Если это касается услуг - после их оказания и оплаты.
  • С особой тщательностью стоит подойти к выбору партнеров, поскольку расходы по сделкам, признанным недобросовестными, не берутся в учет при расчете налоговой базы.
  • Продумать обоснование расходов целью, направленной на получение прибыли в дальнейшем.
  • Необходимо понимать, что учитываются далеко не все вложения, даже действительно необходимые бизнесу.

Переход с одного объекта на другой

Изменение объекта налогообложения возможно только один раз в год. Если подать уведомление до 31 декабря, то, начиная с 1 января, налоги уже будут рассчитываться по новой ставке.

Подводя итог, стоит отметить, что основными критериями для выбора объекта налогообложения служат: величина планируемой прибыли и расходов, регион регистрации ИП и вид деятельности. Опираясь на эти данные, вы сможете определить самый выгодный вариант для вашего бизнеса.

Категория: 

Добавить комментарий

Go to top

Ошибка

На сайте произошла непредвиденная ошибка. Пожалуйста, повторите попытку позже.