Филиал филиалу рознь

Экономическая ситуация в нашей стране такова, что заставляет руководителей принимать гибкие управленческие решения, исходя из постоянно меняющейся конъюнктуры рынка. Для более или менее крупных столичных предприятий одним из способов сохранения рентабельности служит получение новых рынков сбыта продукции, расширение и диверсификация производства. С этой целью формируется филиальная сеть в регионах нашей страны, а иногда и в ближнем зарубежье. Однако филиал филиалу рознь, и формы сотрудничества «головной» организации с «точкой» в регионе могут быть разными.

Прежде всего, собственно филиал (или представительство). При этой форме организация, находящаяся вне места расположения управляющей компании, имеет статус её структурного подразделения и не является самостоятельным юридическим лицом. Согласно ст. 55 Гражданского кодекса РФ филиал осуществляет все функции учредившего его юрлица или их часть, в том числе функции представительства, а именно - представляет интересы юрлица и их защиту. Руководители филиалов и представительств назначаются головной организацией и действуют на основании доверенности, сотрудники филиала являются её штатными работниками.

Эта статья подготовлена для вас командой проекта "Большая Птица" - современной системы для ведения учета онлайн в сфере торговли или оказания услуг. Если вы - предприниматель или работаете в небольшой компании, то "Большая Птица" поможет вам эффективно организовать работу вашего бизнеса. Подробнее познакомиться с системой и посмотреть демо можно на нашей главной странице »

Создание филиала должно быть отражено в учредительных документах юридического лица. Филиал наделяется его имуществом и действует на основании утвержденных им положений. В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» с 01.01.1999 филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц. Ответственность за неисполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал (представительство). Это же положение подтверждается Определением Высшего Арбитражного Суда РФ №13617/05 от 22 февраля 2007 г.

Таким образом, филиал (представительство) самостоятельной организацией не является, а действует (открывает расчётные счета или принимает работников, например) от имени создавшей его компании, являясь по сути частью предприятия, просто территориально расположенной отдельно от него.

Иначе дело обстоит с франчайзингом. При этой форме сотрудничества физическое лицо или организация (франчайзи) покупает у собственника товарного знака или ноу-хау (франчайзора) опробованную и успешную систему ведения бизнеса (франшизу). Франшиза предполагает ведение бизнеса по четко установленным правилам, с использованием всех наработок, технологий и методов франчайзора, причем в виде, не подлежащем никаким изменениям.

Предприниматель-франчайзи оплачивает первоначальный взнос и далее ежемесячные или ежегодные платежи. В этом франшиза отчасти сродни аренде. Фактически франчайзи как бы арендует у собственника его бизнес-идею, формы и методы ведения бизнеса, его наименование и хорошую репутацию. Ярким примером франчайзинговых отношений является брэнд "Макдональдс" - по всему миру эти рестораны быстрого питания абсолютно одинаковы как по внешнему оформлению и стилю обслуживания, так и по рецептуре и технологии приготовления блюд. Однако юридически это абсолютно самостоятельные юридические лица, связанные с правообладателями лишь франчайзинговым контрактом (договором).

Франшиза может быть как прямой - предприниматель покупает её напрямую у правообладателя, так и опосредованной "мастер-франшизой" - в этом случае, предприниматель покупает франшизу у владельца мастер-лицензии, который в свою очередь является франчайзи по отношению к зарубежному правообладателю и имеет исключительные права на территории своей страны. Методы франчайзинга (по данным Международной Ассоциации франчайзинга) используются более чем в 70 отраслях хозяйственной деятельности, и этот список постоянно растёт. Все известные мировые брэнды так или иначе используют франчайзинговые схемы. Эта форма сотрудничества в России в настоящее время набирает все большую популярность.

Еще одним способом построения региональной сети является дилерство. Дилер (региональный торговый представитель) - это абсолютно самостоятельное физическое или юридическое лицо, покупающее у производителя или дистрибьютора (оптового посредника, имеющего эксклюзивное право продажи данного товара в конкретной стране) продукцию для последующей продажи в розницу или мелким оптом. В отличие от филиала, дилер вкладывает в продукцию и развитие бизнеса собственные средства. От франчайзи его отличает полная независимость от фирмы-поставщика.

Дилер может закупать продукцию у нескольких поставщиков, даже конкурирующих между собой, может со временем сам составить им конкуренцию. Однако, даже постоянный дилер какого-либо предприятия, не может работать под его брэндом или использовать этот брэнд в своих рекламных акциях - для этого нужен специальный лицензионный договор об использовании товарного знака.

 Сравнительная характеристика рассматриваемых понятий.
Показатели Филиал Франчайзи Дилер
Необходимость вкладывать собственные средства + (нет) - (помимо бизнеса оплачивается франшиза) - (есть)
Заинтересованность в эффективности работы - (в рамках плана) + (есть) + (есть)
Зависимость от центральной фирмы - (полная) - (сильная) + (нет)
Возможность выбора поставщиков - (нет) - (нет) + (есть)
Риск разориться + (нет) + (практически нет) - (есть)
Возможность продвижения собственного брэнда - (нет) - (нет) + (есть)
Возможность использовать опыт, технологии, фирменный стиль центральной фирмы + (есть) + (есть) - (нет)
Вложение собственных средств в рекламу бизнеса + (не требуется) + (не требуется) - (обязательно)
Влияние местной специфики ведения бизнеса + (практически нет) - (влияет) - (влияет)
Категория: 
Go to top